«Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками, как условие современного образовательного процесса в ДОУ»

 Моя задача,  предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность. Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными. Ведь личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребёнок осознаёт, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование, как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В МДОУ «Звёздочка» программа «Лаборатория юных исследователей» реализуется с 2015 года. В должности педагога дополнительного образования я работаю четвёртый год.

Программа кружка  направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее она развивается.

Основная  цель  программы кружка, является, способствовать к  формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи программы:

Образовательные:

- формирование у детей диалектического мышления, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности путём включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

Развивающие:

- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде, с помощью наглядных средств (эталоном, символов, условных заместителей, схем);

- развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию самостоятельности, активности;

- воспитывать умение работать в коллективе, индивидуально и во время опытов.

Срок реализации кружка – 3 года, с октября по май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей. Занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Режим занятий:   4 раза в месяц;

                            продолжительность 20 минут в средней группе, 25 минут в старшей, 30 минут в подготовительной.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Начиная работать в кружковой деятельности, я для себя поставила задачу: обогащать содержание игровых действий, формировать умение устанавливать. Постоянно стараюсь заботиться об обогащении социального опыта дошкольников в процессе наблюдений, экспериментов, бесед. В течение дня дети по моей инициативе и самостоятельно, включаются в новые виды игры-экспериментирования, которые помогают сделать детскую деятельность новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями.

Подготовила уголок поисково-исследовательской деятельности.

                                                

В условиях детского сада, я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям,

во - вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, в - третьих, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Перед началом работы в детской лаборатории дети познакомились с её хозяином - дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная, к детям в лабораторию «заходят» и другие персонажи: капелька, медвежонок Миша, зайчик Любознайчик.

Представленная работа с подгруппой детей средней группы.

Представленные работы с подгруппой детей старшей группы.

 

 

В подготовительной к школе группы, будем выбирать органы самоуправления. Ребята выбирают старосту, ответственного за культмассовую работу, ответственного за пресс-центр и информацию. Эта форма работы помогает проявить детям лидерские качества, воспитывает в детях чувство ответственности за порученное дело.

На протяжении своей работы я занимаюсь самообразованием. Моя последняя тема самообразования: «Игры и эксперименты, как средство познавательного развития дошкольников».

Я приобретаю методическую литературу по опытам и экспериментам для дошкольников, по кружковой деятельности выбрала литературу Г.П. Тугушева, А.Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

За время работы моего творческого пути кружковой деятельности, достигла определённых высот, приняла участие в конкурсном движении «Моё призвание – педагог», в котором заняла 3 место на районном муниципальном уровне. Мною был разработан план-конспект НОД «Волшебник – воздух», проведя яркое открытое занятие, показав детей, которые справились с опытами и получили массу позитивных эмоций.  Моя работа отметилась почётной грамотой, за создание возможности сохранять в детях огонёк пытливости, любознательности и жажды знаний.

В дальнейшем планирую продолжать работу по повышению уровня профессионального мастерства, путём овладения новых идей.

В результате проделанной работы, сделала вывод, что залогом успешного познавательного развития и воображения детей являются:

- систематическая работа с использованием различных техник на занятиях по экспериментированию;

- создание условий для свободной самостоятельной деятельности, познавательного развития представлений о многообразии опытов, возможности самовыражения  через экспериментальную деятельность;

- общение и взаимодействие с ребёнком;

- творческий рост педагога, воспитание сообственной креативности.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Ведь, по словам  американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

 

Категория: Мои статьи | Добавил: yuliatipenkova (09.12.2020) | Автор: Типенкова Юлия Алексеевна E W
Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar