Раздел 1.
Целевой раздел.
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
(китайская пословица)
1.1. Пояснительная записка.
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему мору, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, вечер, звездное небо, х р у с т снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на местах наглядных и практических. Этот принцип особенно и важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мысленные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и квалификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности..связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
1.2. Актуальность и значимость программы.
Актуальность.
А.Н. Подьяков определяет исследовательское поведение, как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, даёт возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельности, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворства. Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее. Однако желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно-ориентированные технологии признаны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполный сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психологическое развитие ребёнка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путём. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, ещё не сформирован. В ходе поиска он уточняется и проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Новизна.
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности, как источник самостоятельного познания мира.
Практическая значимость программы.
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Лаборатория юных исследователей» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Со среднего дошкольного возраста и дальше у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться искать на них ответы. Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...». В любом из этих возрастов важно поддерживать инициативу познавательной активности ребенка. А каким образом? Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования. В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает, как ее полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.
Анализируя образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) направлены сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью нужно заниматься более углубленно. Рабочая программа составлена для детей 5-7 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно - образовательного процесса. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребёнка происходит:
- обогащение представлений об окружающем мире;
- развитие познавательной инициативы (любознательности);
- освоение культурных форм упорядочение опыта: родовидовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» - опыты и эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.
1.3. Цель и задачи программы.
Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей, как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Задачи программы.
Развивающие:
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде, с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, схем).
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей, путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Образовательные:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Воспитательные:
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, любознательность, самостоятельность, интерес к экспериментальной деятельности.
1.4. Программа разработана на основе следующих принципов.
Принципы:
- принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;
- принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития;
- принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития;
- принцип развивающей интриги;
- принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания;
- принцип деятельного подхода к развитию личности;
- принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;
- принцип системного подхода к объединению направленной работы, подбору программного материала, формулирования поисково-познавательной деятельности;
- принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
1.5. Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Определены три уровня реализации исследовательского обучения в современной педагогике:
- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно;
- педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск);
- постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
1.6. Возраст и возрастные особенности детей.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 5-7 лет, это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – на 2 года. Предусматривается в 2 этапа работы:
- 1 этап – с детьми 5-6 лет;
- 2 этап – с детьми 6-7 лет.
Соответствия требованиям ФГОС.
- Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПин 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155).
- Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребёнка в образовательном процессе.
- Положение о кружковой работе.
- приказ об организации кружковой работы МДОУ.
Преемственность.
Программа кружка предполагает:
- сформированность деятельности экспериментирование дошкольника;
- сформированность личности ребёнка;
- основу для дальнейшего знакомства детей для начальной школы с естественнонаучными представлениями.
1.7. Ожидаемые результаты освоения программы.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- постановка цели и нахождение путей её достижения;
- самостоятельность при поиске её открытий;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей;
- развитие критического мышления и речи;
- развитость мускулатуры пальцев;
- проявление поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте;
- ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач;
- самостоятельно ставит проблему;
- выдвигает гипотезы, предложения;
- самостоятельно планирует деятельность;
- выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- доводит дело до конца;
- формирование в речи достигнуты или нет результаты, учится делать выводы.