1. Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика). Проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные огородные культуры из семян зелени, лука, цветов используя для этого огород на подоконнике. 2. Пояснительная записка. Актуальность темы: дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. 3. Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огородных культур, выращенных самими дошкольниками с помощью воспитателей. Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, семейный. Продолжительность проекта: краткосрочный 1,5 месяца. Объект проекта: посадка семян петрушки, укропа, лука, салата на зелень, гороха, фасоли, цветов. Предмет проекта: выращивание рассады в групповой комнате. Целевая группа: дети младшей группы, воспитатели, родители. 4. Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. 5. Задачи: Образовательные: - расширить знания детей о культурных растениях; - формировать у детей знания о росте и потребности растений; - формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами; - обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Развивающие: - развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; - развивать познавательные и творческие способности; - развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков); - продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, совместно с воспитателем делать записи в дневнике наблюдений. Воспитательные: - воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; - формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями. 6. Принципы реализации проекта. Принцип развития – ориентация на развитие личности. Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи. Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта. Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений. Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности. 7. Формы реализации проекта. Для работы педагога: - овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства; - выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми; - сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта; - помогать детям добывать знания; - оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта. Для работы с детьми: - организованная деятельность; - наблюдения, эксперименты; - беседы с рассматриванием картинок; - чтение художественной литературы; - продуктивная деятельность; - тематические прогулки; - оформление фотоальбомов. Для работы с родителями: - заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе; - выполнять совместные задания по проекту; - индивидуальные беседы, рекомендации. 8. Оборудование и материалы: для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, лопатки. 9. Ожидаемые результаты: для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация; для детей: расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов; для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация. 10. Мероприятия с детьми и родителями: Работа с детьми: - разработать перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности; - изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения; - сделать подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр, коллекцией семян; картотеки потешек, стихов и загадок о растениях; - обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (лепка, рисование); - разбивка огорода на подоконнике; - изготовление табличек - указателей с названиями растений. Работа с родителями: - консультации для родителей «Зеленый мир на окне»; - с помощью родителей собрать коллекцию семян; - изготовление персонажей – Чучелка, Огородница; - с детьми дома посадить семена зелени, красиво оформить свой посадочный горшочек и провести наблюдение; - приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне; - организация фотовыставки. 12. Реализация педагогического проекта по этапам: I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: - с помощью родителей собрали коллекцию семян; - подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда; - изготовили алгоритмы ухода за растениями; - сделали подборку дидактических, сюжетно-ролевых игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека». II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП: - дети под руководством воспитателей посадили семена салата, кресс салата, лука, базилика, петрушки и цветов на рассаду в открытый грунт. Были проведены следующие опыты: - наблюдения за ростом корневой системы лука в воде; - проращивание семян салата через ткань; - проращивание семян гороха, бобов, салата в вате между призрачными плоскостями. Дальнейшие наблюдения: - дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки; - в процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему; - проводились развивающие занятия, беседы по данной теме. III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП: - воспитатель с детьми оформили огород на подоконнике; - обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей. IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: - коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай: лука, салата, зелени (укропа, петрушки, базилика), гороха, фасоли. Дети с большим удовольствием попробовали растительную культуру, выращенные своими руками; - все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе стенгазету; - была организована выставка детских работ; - создана презентация «Огород на подоконнике»; - родители поделились своими наблюдениями и показали свои домашние задания; - все оценили красоту рассады выращенных цветов для дальнейшего высаживания в открытый грунт на клумбу. | |
| |
Просмотров: 78 | |
Всего комментариев: 0 | |