Познавательно-исследовательский, семейный проект в младшей группе № 3 «Огород на подоконнике»

 1. Предпосылки и необходимость данного проекта  (проблематика).

Проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные огородные культуры из семян зелени, лука, цветов  используя для этого огород на подоконнике.

2. Пояснительная записка.

Актуальность темы: дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

 Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

3. Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огородных культур, выращенных самими дошкольниками с помощью воспитателей.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, семейный.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1,5 месяца.

Объект проекта: посадка семян петрушки, укропа, лука, салата на зелень, гороха, фасоли, цветов.

Предмет проекта: выращивание рассады  в групповой комнате.

Целевая группа: дети  младшей  группы, воспитатели, родители.

4. Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

5. Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о культурных растениях;

- формировать у детей знания о росте и потребности растений;

- формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Развивающие:

- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

- развивать познавательные и творческие способности;

- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);

- продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, совместно с воспитателем делать записи в дневнике наблюдений.

Воспитательные:

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

6. Принципы реализации проекта.

Принцип развития – ориентация на развитие личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

 Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

7. Формы реализации проекта.

Для работы педагога:

 - овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства;

- выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;

 - сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта;

- помогать детям добывать знания;

 - оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.

Для  работы с детьми:

- организованная деятельность;

- наблюдения, эксперименты;

- беседы с рассматриванием картинок;

- чтение художественной литературы;

- продуктивная деятельность;

- тематические прогулки;

- оформление фотоальбомов.

Для работы с родителями:

- заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе;

- выполнять совместные задания по проекту;

- индивидуальные беседы, рекомендации.

8. Оборудование и материалы: для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, лопатки.

9. Ожидаемые результаты:

для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация;

для детей: расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов;

 для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

10. Мероприятия с детьми и родителями:

Работа с детьми:

- разработать перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности;

- изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения;

- сделать подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр, коллекцией семян; картотеки потешек, стихов и загадок о растениях;

- обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (лепка, рисование);

- разбивка огорода на подоконнике;

- изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Работа с родителями:

- консультации для родителей «Зеленый мир на окне»;

- с помощью родителей собрать коллекцию семян;

- изготовление персонажей – Чучелка, Огородница;

- с детьми дома посадить семена зелени, красиво оформить свой посадочный горшочек и провести наблюдение;

- приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне;

- организация фотовыставки.

12. Реализация педагогического проекта по этапам:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- с помощью родителей собрали коллекцию семян;

- подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда;

- изготовили алгоритмы ухода за растениями;

- сделали подборку дидактических, сюжетно-ролевых  игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека».

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:

- дети под руководством воспитателей посадили семена салата, кресс салата, лука, базилика, петрушки и цветов на рассаду в открытый грунт.

Были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

- проращивание семян салата через ткань;

- проращивание семян гороха, бобов, салата в вате между призрачными плоскостями.

Дальнейшие наблюдения:

- дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки;

- в процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему;

- проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

- воспитатель с детьми оформили огород на подоконнике;

- обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай: лука, салата, зелени (укропа, петрушки, базилика), гороха, фасоли. Дети с большим удовольствием попробовали растительную культуру, выращенные своими руками;

- все этапы проекта фотографировались и  в результате мы оформили вместе стенгазету;

- была организована выставка детских работ;

- создана презентация «Огород на подоконнике»;

- родители поделились своими наблюдениями и показали свои домашние задания;

- все оценили красоту рассады выращенных цветов для дальнейшего высаживания в открытый грунт на клумбу.

Полный текст работы "Познавательно-исследовательский, семейный проект в младшей группе № 3 «Огород на подоконнике»

Презентация "Огород на подоконнике"

Категория: Мои статьи | Добавил: yuliatipenkova (09.12.2020) | Автор: Типенкова Юлия Алексеевна E W
Просмотров: 78 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar