1. Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика). В результате работы и опроса было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение? Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. На мой взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. С помощью данного проекта решено объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью. На основе Федеральных государственных требований целью работы с семьей является создание единого образовательного пространства. Проблемы, на решение которых направлен проект:
«Без прошлого нет будущего» 2. Пояснительная записка. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Актуальность. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок – будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества своих родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семье объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях. Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. 3. Гипотеза. Если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста. 4. Целевая группа: дети средней группы, воспитатель, родители. 5. Цель проекта: формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. 6. Задачи. Развивающие: - развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности; - развивать коммуникативные навыки. Образовательные: - формировать у детей представления о семье; - формировать представления о родственных отношениях; - обогащать словарный запас терминами родства; - продолжать знакомить с профессиями. Воспитательные: - воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким; - воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи. 7. Ожидаемый результат. - владеть понятием «семья»; - запомнят имена дедушек и бабушек, профессии своих родителей; - познакомятся с народными играми, колыбельными песнями; - научатся составлять простой рассказ о членах семьи (3-4 предложения); - воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам; - знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники; - повысить педагогическую культуру родителей; - установить с ними доверительные и партнёрские отношения; - понимание значимости семьи в жизни человека; - научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям; - умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. 8. Пути реализации проекта: - организационно-образовательная деятельность; - совместная деятельность педагога с детьми; - элементы самостоятельной деятельности; - взаимодействие с родителями. 9. Формы организации проекта: - анкетирование детей; - консультации для родителей; - наглядный материал; - создание альбома «Тайна имени»; - выставка детских рисунков по теме проекта; - сюжетно-ролевые и дидактические игры; - знакомство с семейными традициями; - практические формы (чаепитие). 10. Необходимые условия реализации проекта: - интерес детей; - материальное обеспечение проекта; - методические разработки. 11. Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие». 12. Оценка результатов проекта и мониторинга. В результате применения метода проекта по теме: «Нравственное воспитание личности среднего дошкольного возраста «МОЯ СЕМЬЯ», уровень нравственной воспитанности детей подтверждается результатами обследования: отношение со сверстниками (доброта, честность), отношение к малышам (внимание, сочувствие), отношение к взрослым (уважение, забота), представление о многообразии мира в семье, правила культурного поведения. А также уровень готовности родителей к взаимодействию с ДОУ. Этот метод проекта помог установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогом, объединить их в одну команду для решения такой актуальной задачи, как нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в становление их в личность. 13. Механизмы реализации проекта. - непосредственно-образовательная деятельность; - совместная деятельность педагога с детьми; - самостоятельная деятельность детей; - взаимодействие с родителями. 14. Этапы реализации проекта. I. Подготовительный: - подбор литературы по теме проекта, материала; - перспективное планирование; - изучение семей; - начальная диагностика детей и родителей. II. Организация в реализации проекта: - определение проблемы, цели, задачей; - создание предметно-развивающей среды; - сотрудничества с родителями; - планирование различных форм работы с детьми и родителями; - занятия; - выставки; - консультации, беседы; - библиотека молодой семьи; - папки-передвижки и др.; - создание альбомов; - выбор с/р, дидактических, коммуникативных игр; - планирование мероприятий. III. Практический (реализация проекта): - проведение занятий, бесед; - участие в тематических выставках рисунков и поделок; - встреча за круглым столом «Чаепитие». IV. Заключительный: - подведение итогов; - мониторинг по проделанной работе; - презентация по теме проекта.
17. Подведение итогов. Рефлексивная записка. В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве. Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что вместе мы не только будем активно познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла, а значит в становление личности. Выводы: В ходе совместного проекта, я ещё раз убедилась в том, что взаимосвязь с семьёй нам жизненно необходима. Родители и педагоги – партнёры в воспитании детей. Совместное участие в проекте помогло нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом в воспитании детей, активизировать творческое общение родителей и детей. Родители стали активнее, общительнее, доброжелательнее, появилась заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, установились доверительные детско-родительские отношения. И взрослые, и дети получили удовлетворение от проделанной работы. И главным результатом, считаю, усвоение детьми вечных ценностей: любовь к родным и близким. Стремление к добру и неприятие зла. | |
| |
Просмотров: 79 | |
Всего комментариев: 0 | |