Проект на тему: «Нравственное воспитание личности детей среднего дошкольного возраста «МОЯ СЕМЬЯ»

1. Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика).

В результате работы и опроса было выявлено, что дети имеют элементарные    представления о своей   семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

На мой взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.

Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.

С помощью данного проекта решено объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.

    На основе Федеральных государственных требований целью работы с семьей является создание единого образовательного пространства.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  • утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  • недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
  • разобщенность между семьей и детским садом.

«Без прошлого нет будущего»

2. Пояснительная записка.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок – будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества своих родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семье объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

3. Гипотеза.

Если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.

4. Целевая группа: дети средней группы, воспитатель, родители.

5. Цель проекта: формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. 

6. Задачи.

Развивающие:  

- развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности;

- развивать коммуникативные навыки.

Образовательные:

- формировать у детей представления о семье;

- формировать представления о родственных отношениях;

- обогащать словарный запас терминами родства;

- продолжать знакомить с профессиями.

Воспитательные:  

- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

- воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.

7. Ожидаемый результат.

- владеть понятием «семья»;

- запомнят имена дедушек и бабушек, профессии своих родителей;

- познакомятся с народными играми, колыбельными песнями;

- научатся составлять простой рассказ о членах семьи (3-4  

  предложения);

- воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам;

- знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;

- повысить педагогическую культуру родителей;

- установить с ними доверительные и партнёрские отношения;

- понимание значимости семьи в жизни человека;

- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, 

  людям;

- умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся  

  знаний о семье.

8. Пути реализации проекта:

- организационно-образовательная деятельность;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- элементы самостоятельной деятельности;

- взаимодействие с родителями.

9. Формы организации проекта:

- анкетирование детей;

- консультации для родителей;

- наглядный материал;

- создание альбома «Тайна имени»;

- выставка детских рисунков по теме проекта;

- сюжетно-ролевые  и дидактические игры;

- знакомство с семейными традициями;

- практические формы (чаепитие).

10. Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки.

11. Интеграция образовательных областей.

«Познавательное развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие».

12. Оценка результатов проекта и мониторинга.

В результате применения метода проекта по теме: «Нравственное воспитание личности среднего дошкольного возраста «МОЯ СЕМЬЯ», уровень нравственной воспитанности детей подтверждается результатами обследования: отношение со сверстниками (доброта, честность), отношение к малышам (внимание, сочувствие), отношение к взрослым (уважение, забота), представление о многообразии мира в семье, правила культурного поведения. А также уровень готовности родителей к взаимодействию с ДОУ.

Этот метод проекта помог установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогом, объединить их в одну команду для решения такой актуальной задачи, как нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в становление их в личность.

13. Механизмы реализации проекта.

- непосредственно-образовательная деятельность;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с родителями.

14. Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный:

    - подбор литературы по теме проекта, материала;

    - перспективное планирование;

    - изучение семей;

    - начальная диагностика детей и родителей.

II. Организация в реализации проекта:

    - определение проблемы, цели, задачей;

    - создание предметно-развивающей среды;

    - сотрудничества с родителями;

    - планирование различных форм работы с детьми и родителями;

    - занятия;

    - выставки;

    - консультации, беседы;

    - библиотека молодой семьи;

    - папки-передвижки и др.;

    - создание альбомов;

    - выбор с/р, дидактических, коммуникативных игр;

    - планирование мероприятий.

III. Практический (реализация проекта):

    - проведение занятий, бесед;

    - участие в тематических выставках рисунков и поделок;

    - встреча за круглым столом «Чаепитие».

IV. Заключительный:

    - подведение итогов;

    - мониторинг по проделанной работе;

    - презентация по теме проекта.

 

17. Подведение итогов.

 Рефлексивная записка.

В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что вместе мы не только будем активно познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

     Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла, а значит в становление личности.

Выводы:

В ходе совместного проекта, я  ещё раз убедилась в том, что взаимосвязь с семьёй нам жизненно необходима. Родители  и педагоги – партнёры в  воспитании детей. Совместное участие в проекте помогло нам лучше узнать друг друга,  поделиться опытом в воспитании детей, активизировать творческое общение родителей и детей.

Родители стали активнее, общительнее, доброжелательнее, появилась заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, установились доверительные детско-родительские отношения. И взрослые, и дети получили удовлетворение от проделанной работы.

И главным результатом, считаю, усвоение детьми вечных ценностей: любовь к родным и близким. Стремление к добру и неприятие зла.

Полный текст материала «Нравственное воспитание личности детей среднего дошкольного возраста «МОЯ СЕМЬЯ»

Презентация к проекту «Нравственное воспитание личности детей среднего дошкольного возраста «МОЯ СЕМЬЯ».pdf.

Категория: Мои статьи | Добавил: yuliatipenkova (09.12.2020) | Автор: Типенкова Юлия Алексеевна E W
Просмотров: 79 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar